МОСКОВСКАЯ АНОМАЛИЯ

4 апреля 1147 г. в 07:17 местного времени в бассеине р. Оки произошло явление, известное под названием "первое упоминание о Москве". На огромной территории Восточной Европы люди увидели пролет огненного тела, который завершился взрывом, равноценным взрыву сорока мегатонных водородных бомб. Ударная волна вызала огромные разрушения в Европе и Азии, следы которых не исчезли до сих пор.

- ЧТО ЭТО БЫЛО? - вопрос остается открытым...

Почему-то сложилось так, что существование Москвы вызывает больше проблем, чем существование любого другого города аналогичного размера и веса. Администрация города (города ли?) скажет нам, что эти проблемы надуманные; но каждому врачу (начиная, например, с профессора Преображенского) известно, что надуманные болезни сложнее лечить, чем реальные.

Правозащитники вспомнят о прописках и регистрациях, патрулях и сто первом километре; защитники культуры - об иммигрантах, не знающих, на какой улице они живут, и "новой русской архитектуре", благодаря которой эту улицу уже не узнать; "тонко чувствующие" люди наперебой говорят о "тяжелой эмоциональной атмосфере", вплоть до головной боли; жители регионов - о "стране внутри Садового кольца", "высасывающей соки" (с этим сложно спорить, зная, где платит налоги "Газпром"). Самые милые и благонамеренные московские "культурные проекты" сплошь отдают бесцветностью и официозом. Московские "неформалы" - это либо политические радикалы, ждущие от искусства подтверждающих их навязчивые идеи манифестов, либо игроки в бисер, поэты ни о чем и ни для чего. "Молодые да идейные" политики, попадая в Москву, продаются и покупаются на вес.

Я хочу еще и еще раз обратить ваше внимание на то, что положение в Арканаре выходит за пределы базисной теории... - На лице дона Кондора появилось кислое выражение. - Нет уж, вы меня выслушайте, - твердо сказал Румата. - Я чувствую, что по радио я с вами никогда не объяснюсь. А в Арканаре все переменилось! Возник какой-то новый, систематически действующий фактор. (АБС, "ТББ")

Мы утверждаем, что выделение и модельное описание этого фактора - вероятней всего, фактора мифологического и социально-психологического - на сегодняшний день должны стать основной проблемой москвоведения.


Московское бытописание

...Москва Гиляровского - это мир воров, сутенеров, жуликов, убийц, пьяниц и дураков, нищеты и безысходности, обмана и криминала. Это описание московского "дна". Конечно, в каждом городе есть такое "дно", но описание, сделанное Гиляровским переносит всю эту грязь на весь город. Сознательно это сделано или нет - не нам судить. В конце концов, мы решили, что "из песни слов не выкинешь", и решили разместить книгу на сервере. Все равно, криминал в Москве был, есть, и по-видимому, как ни жаль, будет.

из предисловия к книге
Владимир Гиляровский. Москва и москвичи

Московское духовидение

Действительно, странно среди всяких Сорокиных, Берроузов и прочих Пелевиных вдруг увидеть фамилию большого социалистического реалиста Александра Проханова. Эта странность, собственно, и подвигла меня прочитать весь роман от корки до корки, хотя из произведений подобного жанра лично я предпочитаю Даню Корецкого...

Странность разъяснилась буквально с первых страниц книги. «Господин Гексоген»  есть ни что иное, как собрание психоделических трип-репортов, небесталанно изложенных самым подробнейшим образом. Читаешь, и у самого крыша начинает потихонечку отъезжать.

Пробежий. Господин Гексоген, или история болезни

Образцы москвофобии

За обязательную регистрацию в течение 3-х дней для россиян-немосквичей 26%
За паразитизм в отношении регионов 37%
За неприкрытое высокомерие москвичей к немосквичам 30%
За то, что сами москвичи делят себя на "коренных" и "прочие сорта" 7%

из результатов опроса "За что мы не любим мАскву"

Здесь нас никто не любит и не зовет на флэт,
Не выставляет пиво, не готовит нам обед.
Мы всем поддерживаем кайф, но кайф ломают кругом,
В Сокольниках и в центре один крутой облом.
Здесь холодно и гадко, здесь очень не в умат.
Еще по одной - и пора назад.

Майк Науменко. Blues de Moscou

Золотятся кресты золотые // Над моей православной страной,
Православно стоят постовые, // Сторожа православный покой.
Нынче вечер, к тебе ехать поздно, // Мы бредем по Москве наугад.
Православные красные звезды // Над Кремлем канонично горят.

Сергей Калугин. Московская православная.

И за пылающую Тверь, // За древний Новгород и Псков,
За долгий перечень потерь, // За опозоренных отцов -
Мы раскачаем маховик // Варфоломеевских ночей,
Припомним тексты Ветхих Книг // И будем резать москвичей.

из археологических находок в степях Херсонщины

Москва - столица нашей цивилизации

"Как Москва? Стоит?" - "А что с ней сделается?" <> Этот всегдашний ритуальный диалог кого-нибудь и вернувшегося из столицы ясно показывает, где центр стабильности русского умозрительного миропорядка, уверенный центр стабильности ("А что с ней сделается?") <> Помню то занятие в детском саду, когда надо было ответить, что Москва - столица РСФСР и столица СССР. Один мальчик (ей Богу, не помню, - может быть, это был я, а может и нет) сказал: "Москва - столица РСФСР, столица СССР и столица мира". Воспитательница не стала его прямо и строго опровергать. Она сказала: "Ну, не совсем, конечно, так, но в общем правильно". В ОБЩЕМ - ПРАВИЛЬНО! Понимаете?

Денис Яцутко. Красная площадь
из записной книжки: Точка четвертая (апокриф)

Москва отказывается определить себя каким то конечным набором свойств, хочет быть сразу всем и не отдавать обратно в регионы ни крупицы идентичности. Смею предположить что раздражение регионов вызвано не просто этой кражей идентичности. Все это "добро" было отдано Москве взаймы для определенного дела, для поиска ответа, но работа до сих пор не выполнена. Дело в том что вопрос (а в качестве общепризнанной формулировки вполне подойдет знаменитый коан Тютчева) оказался не совсем обычным - на него приходится отвечать НЕ СЛОВАМИ, "хотя и молчать было бы тоже ошибкой". <...> Психологические мучения России на протяжении нескольких последних столетий  совершенно аналогичны переживаниям послушника в дзен-буддистском монастыре.

А.К. Москва и другие звездочки

Необходимыми элементами любого космического мифа являются космос и хаос ("свое" и "чужое"). Специфика порождения ими исторических и антропологических аспектов мифа (взаимодействие между космосом и хаосом, ориентация человека "в пределах" и опасности, грозящие "за пределами" упорядоченного Космоса) непосредственно зависит от того, что считается materia prima (стройматериалом) космоса и хаоса. <...> Materia prima может быть интерпретирована трояко: как ресурс (масса, энергия, деньги), как символ (информация, слово, знание) или как живая материя (организм, экосистема, корпорация). Для обозначения порождаемых ими цивилизационных типов удобно использовать номены Оруэлла [7]: Океания, Евразия, Востазия. К "нулевому" (по Оруэллу - четвертому) типу, в границах которого отсутствуют определенные (нерелятивные) представления о "первоматерии", относятся общества, исповедующие бытовое язычество или экуменический синтез.

Творческая школа как побочный продукт космического мифа
из материалов конференции "Санкт-Петербург и Северо-Запад России"

Москва как сфера Шварцшильда (черная дыра)

Как известно из релятивистской теории гравитации, не существует особой "силы притяжения", просто масса тела - это характеристика вызванного его существованием искривления пространства, отклонения его от эвклидовой (и декартовой) метрики. Весьма обещающим представляется перенос этой модели в область социологии, где "гравитации" соответствует персонально неспецифичная ценностная привлекательность, а "нахоженные тропинки" (оптимальные транспортные магистрали) являются коллективно прочерченными геодезическими линиями. Модели, как известно, проще всего проверять на вырожденных (~сингулярных) частных случаях; почему бы не начать с Москвы?

Декартова система координат отличается от полярной отсутствием выделенных точек. <> В полярной системе начало координат играет роль недостижимого идеала. <> Таким образом, в московском сознании всякий город, не являющийся Москвой, является еще одной ее окраиной. <> В декартовой системе начало координат играет роль образца. <> Таким образом, в петербургском сознании всякий город, не являющийся Петербургом, является еще одним его вариантом. <> Для декартовой системы координат органичен произвольный параллельный перенос. <> Его эквивалентом в полярной системе координат являются вращение и масштабирование относительно особой точки центра.

из материалов заседания дискуссионного клуба "Запад - Запад" #10

Динамика процесса такова, что зримых симптомов испарения приходится ждать миллиарды лет. Но как только они становятся заметными, счет идет на часы.

Многим кажется, что "взрыв черной дыры" в чистом виде деструктивен. Это было бы действительно так, если бы процесс исчерпывался простым исчезновением радиальной структуры, дезорганизацией пространства; но он сопровождается и выделением энергии – энергии, как сказал бы специалист по термодинамике, "качественной", "высокоорганизованной", энергии такой температуры, что КПД процессов (проектов), в которые ее удастся вовлечь, будет неотличим на глаз от единицы.

Алексей Романовский. Письмо в пустом конверте
(нулевая версия статьи в журнале "ИNАЧЕ" - #5, в печати)

"Социальная фантастика" о Москве

...или история мифологемы похода за золотым руном с неожиданным ее разрешением. Политический смысл этой мифологемы состоит в том, что у всех людей будто бы есть "права", которые должны выполняться, но исполнитель которых не указан (тогда другим лицам приходится принуждать к их исполнению третьих лиц - как в случае "права на труд") или вообще с трудом вообразим ("право на счастье"). Социал-демократы (в широком смысле, т.е. и социалисты, и демократы) считают, что права есть даже у тех людей, которым никто ничего такого не обещал. Считать, что "у меня есть право" - значит считать, что кто-то может и должен совершить во имя него насилие. Иными словами, существует такое место под названием "Власть" (или "Зона"), что только находящийся в нем может сделать-как-надо; а поскольку "надо" сводится, в конечном итоге, к "счастью", "сделать-как-надо" сводится к исполнению желаний представляемой группы.

В историческом опыте России эта парадигма власти - антилиберальная, антихристианская и антитрадиционная - устойчиво исторически связана с Москвой, и о ней можно с уверенностью говорить как о части московской ("кремлевской") мифологии.

Классический свод мифологии "Москвы - Кремля - власти", борьбы за власть, распоряжения властью. Необъяснимое происхождение Зоны и Золотого Шара. "Мясорубка": "Съезд победителей", "Ночь длинных ножей", судьба Боксера ("Скотный двор"). Мотив мести (воздаяния) и социальной справедливости (симметрии). Представительность власти: "или этот паренек, или моя Мартышка". "Сто первый километр" (в контексте советской Зоны).

АБС. Пикник на обочине

Профессор собирает бомбу. Лица его не видно - только руки. Слышится его голос.

ПРОФЕССОР. Мы собрали ее... с друзьями, с бывшими моими... коллегами. Никому, как видно, никакого счастья это место не принесет. (Набирает шифр. Заканчивает сборку.) А если попадет в дурные руки... Впрочем, я теперь уже и не знаю. Нам тогда пришло в голову... что разрушать Зону все-таки нельзя. Если это... Если это даже и чудо - это часть природы, а значит, надежда в каком-то смысле. Они спрятали эту мину... А я ее нашел. Старое здание, четвертый бункер. Видимо, должен существовать принцип... никогда не совершать необратимых действий. Я ведь понимаю, я ведь не маньяк (вздыхает), но пока эта язва здесь открыта для всякой сволочи... ни сна, ни покоя.

АБС - Андрей Тарковский. Сталкер

Излучение башен предназначалось не для выродков. Оно действовало на нервную систему каждого человеческого существа этой планеты. Физиологический механизм воздействия известен не был, но суть его сводилась к тому, что мозг облучаемого терял способность к критическому анализу окружающей действительности. Человек мыслящий превращался в человека верующего, причем верующего иступленно, фанатически, вопреки бьющей в глаза реальности. <...> Единственную надежду оставляла мысль, что у машины был центр, пульт управления, мозг. Этот центр теоретически можно было разрушить, тогда машина замрет в неустойчивом равновесии, и наступит момент, когда можно будет попытаться перевести этот мир на другие рельсы, вернуть его на рельсы истории. Но место нахождения Центра было величайшей тайной, да и кто будет его разрушать?

АБС. Обитаемый остров

-- Согласен, -- ответил Язон. -- Я ошибался, когда думал, что атаки... направляются телепатическими импульсами извне. Тогда мне эта гипотеза казалась вполне логичной и обоснованной. Верно, экспедиция на остров кончилась катастрофическим провалом. Да только вы забываете, что я предлагал. Пойди я в пещеру, обошлось бы без жертв. Думаю, мне удалось бы выяснить, что эти шевелящиеся растения -- специфические организмы с необычайно высоким телепатическим потенциалом. Просто они особенно сильно отражали импульсы, которые питали атаки на город. А я все перепутал, думал, что они раздувают войну. Теперь они все уничтожены, и точного ответа мы не получим. Но в одном их гибель нам помогла. Она показала, где надо искать подлинных виновников войны, кто на самом деле направляет и вдохновляет атаки против города.
-- Кто? -- выдохнул Керк.
-- Да вы сами, кто же еще, -- ответил Язон. -- Конечно, не только вы четверо, а все жители города. Я готов допустить, что война вам не по душе. И тем не менее вы ее зачинщики, вашими стараниями она продолжается.

Гарри Гаррисон. Неукротимая планета (Deathworld I)

"Психоаналитическая дискуссия"

Несколько мнений, неожиданно столкнувшихся на Китежском вече.

Со всех сторон Москва окружена лесами. В полном соответствии с физиологической нормой, они гуще всего растут с севера, востока и запада - на юге их гораздо меньше. В правильном направлении (сверху вниз) протекают по Москве и жидкости. <> Обратимся снова к лингвистике: в смысле морфологии и просодии слово «Москва» полностью изоморфно бытующему в русском языке обозначению женского детородного органа. Единственным исключением является прилагательное «московский» (правильнее было бы «москватый»), но это, вероятно, позднее явление...

Илья Кормильцев. Москва: опыт урбанистического психоанализа

Из этого следует неожиданный, но необходимый вывод: матерное выражение - это ритуальная формула, призывающая богов, причём богов живых, реальность которых на самом деле не подвергалась сомнению по крайней мере по настоящее время. Мы верим в них и сейчас - именно этой верой жив мат, сознаём мы это или нет.

Константин Крылов. Всенародный культ *здеца
см. также в развертке: Generation П

Можно упомянуть и гермы - фаллоподобные языческие каменные идолы. Сегодня мы их можем наблюдать в любом мало-мальски населенном пункте нашей страны в виде лысого дедушки с кепкой в руке. Совсем недавно этот дедушка считался мудрейшим из мудрецов... <>  Напрашивается вопрос: чем все это заканчивается, мы уже понимаем, мастурбаторы - мастурбируют («эта музыка будет вечной, если...»), а что делать всем остальным, для кого Звездец и Хер не являются божествами?

Виктор Колодин. А за звезду ответишь... (резюме дискуссии)

Региональный анализ о Москве

...В конечном итоге мы могли бы выявить некий "дух места", отличающийся от той черной дыры, "аномальной точки центра", которой мск выглядит со стороны. Своего рода "московская альтернатива"... вроде того, что делали Гельман с Кириенко, но не на заказ и не "к выборам" - и потому на порядок серьезнее...

Возможно, ключом к деконструкции московского всесмешения мог бы стать миф Подмосковья, миф "жизни под крепостной стеной", обособляющий районы и окраины так, как он обособляет пригороды.

Москва - теснота, отдавленные ноги, толпа, от которой пахнет луком и дегтем. В Петербурге - золотое и голубое, бьющее ветром пространство. "Черемушки" - инородное тело. Периферия, не имеющая отношения к центру.

Валерия Новодворская. Антимиры

Теперь тебе, т.е. духу места - о духе места. Белые башни Зеленограда - это башни гарнизона, дуги Кольца. Они принимают на себя заходящее солнце. Под ними (вдоль ваших ярко-зеленых стриженых кустарников) можно устраивать выносные факультативы по Эр Эм Рильке. Здесь нужно по вечерам слушать Курта Кобейна или "Текилу" - "Солнце жжет, чтобы я горел". Можно читать Брэдбери - фрагмент о Гае Монтеге, лежащем (или ползущем) по твердой железнодорожной земле. Можно было бы написать о том, как такие же, как я, обнаружили Петербург в Лос-Анжелесе именно на железной дороге...

Письмо с дороги, написанное в зеленоградском кафе

Торговля и развлечения, ориентированные на приезжих и не пытающиеся удовлетворять требованиям большого города перемежаются с местами рекреации людей профессионально привязанных к данным локусам - водители и кондуктора в короткий промежуток между рейсами, торгующие на оптовых и прочих рынках, отлучившиеся перекусить - проводят это время в обществе устоявшихся отношений, где все друг другу знакомы. В свою очередь горожане и туристы избегают данных наборов услуг - чтобы не почувствовать себя чужаками и не столкнуться с низким качеством услуги. Развитие функций субцентров по всему городу подрывает экономическую базу специфических функций общегородского центра - при плохом транспорте ценность исключительных функций недостаточна для мотивации, в то время как широкий набор услуг, товаров и возможностей становится доступным в субцентрах.

Антон Карпов. Имплозия городского пространства

[under collection]

Индекс ресурсов о районах Москвы

[under collection]

Индекс ресурсов о городах Подмосковья


Концепция и дизайн:
В оформлении также использован снимок Москвы из космоса с www.kam.ru/nasa