МОСКОВСКАЯ АНОМАЛИЯ[из личной переписки вебмастера] Вы были намерены написать некий концептуальный текст о Москве... Вы еще не отказались от этого намерения? Дело в том, что: - меня всерьез (без смайлов) интересует позитивная идентичность этого странного города; - и я прекрасно понимаю, что не смогу ее найти самостоятельно, ибо уже давно воспринимаю его однобоко и смещенно.назад к разделу "Москва - столица нашей..." |
![]() |
From: A.K. [@]
Sent: 27 февраля 2001 г.
1:36
To: Alex Romanovsky
Subject: Re: мск и другие
звездочки
Добрый вечер/утро.
Как я понимаю, Вас действительно заинтересовали те мои несколько замечаний на китежском форуме.
Идею о написании статьи о московской идентичности я действительно забросил (по крайней мере временно).
Основная причина тому - не сессия правда, но работа над научными статьями и подготовка дисера (из несвязанной области - биохимия, мол. биология). Но честно говоря, я также 1) не придал этому слишком большого значения, 2) не имею особой склонности и опыта выдавать некие концептуальные тексты (хотя с удовольствием прочел многие тексты на Китеже), и 3) the most subtle reason - считаю что недосказанность и некоторая недооформленность как раз соответствует "духу места".
Но если интересно, могу предложить совместное обсуждение.
а пока - несколько фрагментов и мыслей
* * *
Должен прежде всего предупредить что наши позиции могут оказаться не вполне совместимыми. Я все таки не особо разделяю сам Ваш подход - поиск определений, идентичностей, особенно по строго географическому принципу. Вернее признаю что это может быть правильно для других регионов, но считаю что с Москвой дело хитрее, и что место занимамое Москвой особое. (это у меня такой шовинизм:). В моем представлении Москва для России это что то вроде сердца (слилось, отозвалось :-) В идеале это неоспоримо положительный символ - нечто необходимое для жизни но о чем необязательно постоянно думать, оно просто есть. Но в жизни России этот символ чаще всего принимал слишком буквальные формы - насос прокачивающий через себя всю живую кровь огромной страны. Задача стоящая перед Москвой - это не поиск само-определения, а скорее поиск ответа на некий вопрос (см. дальше).
* * *
Я полагаю, что идее Москвы соответствуют два различных, но связанных понимания - так сказать, отрицательная и положительная ипостась. Первая - это централизованный паттерн управления, этакий паук сидящий в центре паутины. Вторая - как ни странно - это идея свободы - причем скорее в восточном понимании - нежелание вписываться в рамки, дать себя определить, ощущение "невозможности невозможности". Универсализм, "всечеловеческое" - это из той же серии. Обе идеи - не чисто московские (в локальном географическом понимании), они приложимы ко всей России, но для Москвы особенно характерные. Можно сказать что именно они и составляют суть понятия Москва. Первая - у всех на виду, и открыта для справедливой критики. Вторая - если искать позитивную идентичность Москвы, то это где-то здесь. Но надо понимать что истинного воплощения у нее не было, пока это скорее ощущение типа "break on through to the other side".
* * *
Фрактальность - свойство обеих этих идей. Москва - не настоящий город и не должна стремиться им стать. В этом смысле уместно Ваше упоминание Зеленограда (добавлю - Пущино) итп. Но для пелевинского рассказа возможно и другое понимание - почему бы действительно не перенести микрорайон с "полярной" улицей на кольский полуостров, а "бакинских комиссаров" наоборот куда нибудь потеплее :-) Просто Москва станет еще немного шире. (Кстати, тенденция выискивать названия чуть ли не со всей страны действительно есть в Москве, забавно что подобное характерно для Америки - и там и там сходные претензии.
* * *
Говоря об идее Москвы, полезно мыслить именно в категориях восточных философий. Москва вообще - восточный город, даже дальневосточный. Дзен и даосизм подходят более всего для развговора об идее, идентичности Москвы. В сущности это то же самое что вопрос о так называемой Русской идее. Забавно, сколько народа буквально корчится в спазме пытаясь найти ответ, но все без результата. Казалось бы, дело бессмысленное и безнадежное, и говорить на эту тему уже почти что мове тон. Но все становится интереснее если понять это не как обычный вопрос а как дзенский коан. То что именно от Москвы ждут ответа на него - видно по тому непониманию и раздражению которое Москва вызывает как у внешнего мира так и у российской "провинции". В отношении Запада Москва (как никак - столица России) упорно отказывается внятно определить себя, и тем самым определить границы самого западного мира. Да и сам город вызывает немалое смущение: Санкт-Петербург - это Европа, а у вас тут что? Скрытая мечта Европы - оторваться от России и пуститься в свободное плавание. Впрочем помогать Западу, который давно разучился понимать ответы без слов, нам ни к чему. Зато внутри России можно наблюдать конфликт другого рода. Жадность Москвы, стягивающей к себе все лучшие ресурсы страны - это прежде всего информационная, идеологическая жадность. Москва отказывается определить себя каким то конечным набором свойств, хочет быть сразу всем и не отдавать обратно в регионы ни крупицы идентичности. Смею предположить что раздражение регионов вызвано не просто этой кражей идентичности. Все это "добро" было отдано Москве взаймы для определенного дела, для поиска ответа, но работа до сих пор не выполнена. Дело в том что вопрос (а в качестве общепризнанной формулировки вполне подойдет знаменитый коан Тютчева) оказался не совсем обычным - на него приходится отвечать НЕ СЛОВАМИ, "хотя и молчать было бы тоже ошибкой". В этом уникальность и сложность российской ситуации - никакие простые заклинания типа "самодержавие - народность - комсомол" не помогут, хотя например "христианскому миру" (ныне - "демократиям Запада") найти нужные формулы обычно удавалось гораздо лучше. Психологические мучения России на протяжении нескольких последних столетий совершенно аналогичны переживаниям послушника в дзен-буддистском монастыре. Сейчас мы находимся на стадии когда "горы перестали быть горами, а реки - реками" - произошло полное крушение смыслового поля. Дальше можно двигаться только вперед. Но время отпущенное на решение "русского коана" стремительно истекает. Как ни странно, но именно в благополучной Москве это ощущается очень сильно. Еще немного - и будет слишком поздно: "кошка" будет убита. Московская неудача не будет непременно означать гибель России, возможно, как предсказывает автор одной опубликованной в интернете статьи, самобытные и культурно независимые регионы России образуют новую процветающую "Европу от Аляски до Бреста". Но это будет ВСЕГО ЛИШЬ новая Европа от Аляски до Бреста.
* * *
Но если ответ нельзя сформулировать словами, то что на что это может быть похоже? Прежде всего - он наверняка будет парадоксальным. Скорее всего это будет какое-то новое понимание, новое дело. Но дело - скорее в духе даосского увэй - дело, в котором "нет ничего особенного". Будет разрешен конфликт между центром и регионами - ведь "средний путь так называется потому у него нет ни сторон, ни середины". Кстати, географически жители "Новой Москвы" могут находиться где угодно, хоть в Калифорнии, хоть в Эфиопии (на Эфиопской улице, конечно): развитие средств связи и транспорта, надо думать, скоро сделает их ближе к Москве чем сто лет назад были Тверь или Калуга.
Неразрешимые русские дилеммы, проклятые вопросы будут интересовать только монахов или панков - кстати, две типично московские профессии. Впрочем, почему "или" - может быть по улицам Москвы пойдут подобные монахам дзена московские "святые панки", на вопросы о "Русской идее" или "приходе Ивана-Бодхидхармы с Запада" отвечая глубокомысленными проповедями или тумаками.
А.К.